Loading...
Вы сейчас здесь:  Главная  >  Европа  >  Поделитесь этой статьей

Образование государств Западной Европы

Статью разместил   /  18.05.2017  /  Комментарии к записи Образование государств Западной Европы отключены

Западная Европа средневековья, что мы о ней знаем? Как происходило образование государств западной Европы? Общественной системой того времени выступал – феодализм. Одна из важнейших его характеристик – захват в монополию господствующим классом всей земли. В конце 5 века на северной территории Галлии существовало государство Меровингов, их модель феодализма принято условно считать эталоном.

Начало 8 века поставило под угрозу существование государства. Причиной послужил захват арабов всего Пиренейского полуострова и вторжение на территорию Галлии. Эта экспансия была остановлена Карлом Мартеллом в 732 году, когда он нанес сокрушительное поражение захватчикам под Пуату. Его внук Карл Великий продолжает «дело предков» расширяя территории государства и насаждая христианство в завоеванных областях. Династия Каролингов переживает подлинный расцвет. Превратив свое государство в империю, Карл венчается на царство, коронуясь императорской короной, в 800 году, в соборе Святого Петра. Его потомки, считая королевство семейным достоянием, распоряжаются наследством по своему усмотрению. Так, Людовик Благочестивый разделил наследство между тремя сыновьями, дав толчок к возникновению трех государств: Франции, Германии и Италии, соответственно и к зарождению трех народностей. Франция, вотчина Каролингов, после того как династия приказала долго жить в X веке, избирает посредством голосования самого знатного из своих сеньоров   - Гуго Капета, графа Парижского, герцога де Франс, основателя династии Капетингов. Однако феодальная разобщенность последующих веков (11-12) делает королевскую власть номинальной.

Германия, посредством голосования магнатов избирает короля. Оттона I, стремясь избежать судьбы, раздирающей в междоусобице Францию, опирается в борьбе со знатью на церковь, противопоставляя ее сепаратистскому настроению крупных феодалов.  После походов в Италию он добивается собственной коронации папой. XI век – эпоха раздоров между папой и германскими императорами. Цель этой борьбы - право назначать на высшие церковные должности. Тогда то и появляется аморфное и недолговечное государство – Священная Римская Империя. Именно это время было и началом зарождения многих городов в Европе. Они становятся центрами торговли, ремесел. Отсюда распространяют свою власть феодальные, церковные и военные власти. Города той эпохи довольно небольшие. Население в несколько десятков тысяч – уже большой город.

XI век для Франции – эпоха начала централизации. Король Филипп IV начинает процесс против тамплиеров, рыцарей-храмовников, своего рода космополитов, разумный правитель, он истребляет внутренних врагов, мешающих стране объединиться и сформироваться как нации. Вводится «мода» на созыв Генеральных штатов, собрания, призванного, пока еще только подтвердить волю монарха, по самым важным вопросам, необходимым интересам государства.

Подобное усиление королевской власти не устраивает папскую церковь, которая пока еще выступает в роли третейского судьи в раздорах между крупными феодалами. В ходе конфликта французский король добивается тог, чтобы на папский престол была выбрана его креатура. Папский престол переносится из Рима в Авиньон, фактически римские папы находятся под присмотром Франции.

Первая половина 14 века ознаменовалась началом Столетней войны. Повод – династические претензии английского короля на французский престол, где боковая ветвь, сменила основную, согласно салического закона.

Англия к тому моменту – страна с монархом во главе, к которому, в результате хартии Иоанна Безземельного и восстания баронов, приставлен парламент, как законотворческая ветвь власти.

Намечается тенденция к образованию национальных государств в западной Европе. Хотя феодалы всех стран Европы по прежнему почитают себя «братьями» и предательство соотечественников во имя интересов личных оправдывается феодальным правом. Образование государств западной Европы происходит не равномерно. Германия, частично находясь в составе Священной Римской империи, раздроблена на мелкие княжества. Крупные города «исповедуя» транзитную торговлю стремятся сохранить свои вольности. Немецкие феодалы ведут экспансию на восток. Насаждают в завоеванных землях христианство своего толкования. Имперские князья, в своем стремлении не допустить усиление центральной власти избирают на трон императора попеременно представителей разных династий.

Италия так же не спешит объединиться. Возникают города государства или города республики: Флоренция, Венеция, Тоскана. Гвельфы и гибеллины заливают страну потоками крови.

Пиренейский полуостров занят борьбой с маврами. До конца XV века мавры удерживаются, сплотившись вокруг Гранады.

Привилегированные сословия тех времен - вот самый большой источник помех образования централизованных государств западной Европе:

Церковь – ее основная цель выступать доминантой во всех сферах жизни. Любое усиление центральной власти в одном из государств – подрыв ее влияния в данном регионе. Основное ее условие – всеобщее повиновение. Можно пускаться в пространные рассуждения о десятине, облагаемой церковью и налогах сюзерена мешающих ее сборам, но стоит ли?

Феодализм – возведение на пьедестал феодального права подрывает основы государственности, мешает образованию национальных государств западной Европы. Как пример: герцог Бургундский, владеющий огромной провинцией и обладающий большим запасом ресурсов выказывает открытое неповиновение своему сюзерену, ущемляющему его феодальные права. Как результат – междоусобица, где француз убивает француза во имя идей, чаще всего ему чуждых.

Происходит образование централизованных государств Западной Европе XI-XV в.в. Общие черты уже появились, нет той территориальной целостности, которую мы наблюдаем ныне.

Религиозные распри – распространение протестантизма способствовало разобщению общества. Исповедующие разные течения христианства граждане одной страны превращались в злейших врагов. Гугенотские войны во Франции – яркий тому пример.

Однако, именно они и служили обратным мотивом. Именно религиозные войны служили образованию новых государств западной Европы. В эпоху средневековья Голландия, или Нидерланды, была раздроблена. Графство Фландрское, княжество Брабантское и т.п. часть из этих карликовых государств принадлежала Франции, другая Империи. Основная масса ее жителей обратилась в кальвинизм, противопоставлявший себя католицизму. Испания, правящая также и в Римской империи развязывает руки беспощадной инквизиции в Голландии. Стремление защитить себя и свои религиозные убеждения толкают голландцев к объединению и совместному отпору иноземцам-поработителям.

Исход 80-летней войны – признание Испанией независимости Голландии в 1648 году.

Первым сдвигом образования в западной Европе можно отнести к VIII веку, когда Карл Великий пригласил Алкуина для решения этого вопроса.

Большая заслуга в этом деле есть и у Церкви, которая играла главную роль не только в духовном, но и в интеллектуальном развитии. Обучением всех слоев населения ведала церковь. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего приступали к чтению по слогам. Научившись читать, ученик приступал к счету и письму. Процесс был очень сложным, да и сами учителя не особо соответствовали стандартам. Особое внимание уделялось пению.

Конечно же, и другие искусства получали свое развития с разрешения церковной власти. Живопись начиналась с написания икон. Крестовые походы требовали углубленного освоения навигации и умению ориентироваться по звездам. Архитектура изучалась для прославления имени господа и создания соборов и храмов.

Развитие образования в арабском халифате также происходило под сильным влиянием исламской идеологии. Для изучения Священного Корана и жизни пророка Мухаммада необходимо было освоить чтение. Арабское письмо требовало усердия в каллиграфии. Непрестанно расширяя границы исламского мира, арабы перенимали знания обращенных народов, в те времена Бухара, Самарканд славились своей ученостью.

Образование в Византии всегда было и оставалось нормой жизни. В отличии от Запада, здесь оно было светским. Обязательно изучались труды Гомера, Аристотеля, Платона. Утвердилось убеждение, что мыслители античности не противоречили догмам христианства и предвосхитили многие истины христианства. Школа давала возможность социального восхождения. Талантливые выпускники, не оглядываясь на происхождение, могли сделать блестящую карьеру военного, чиновника.

Западная Европа в XVIII веке

В череде веков европейской истории XVIII век занимает особенное место. Были эпохи наиболее превосходных свершений, но не было эры наиболее завершенной стилево, наиболее, так огласить, целокупной. Узнаваемый искусствовед Н. Дмитриева именует его крайним веком господства аристократической культуры.

Отсюда его рафинированность и именно эта стильность, иногда в вред глубине. И сразу это эра утверждения новейших ценностей в жизни европейцев, ценностей, кои живы и сейчас и кои, фактическиразговаривая, определяют нынешнее личико европейской цивилизации. XVIII век в Западной Европе был крайним шагом долгого перехода от феодализма к капитализму. И хоть в Нидерландах одолела буржуазная революция, в большинстве европейских государств сохранялся старенькый порядок.

Их сотрясал кризис феодализма и его идеологии. Только в Великобритании к половине XVIII века происходит промышленный переворот, укрепивший компромисс буржуазии и дврянства. Промышленный переворот В протяжении XVIII в. повсеместно происходил процесс формирования мануфактурного пролетариата.

В различных странах этот процесс находился на различных стадиях. Перевоплощение крестьянина в рабочего сельской мануфактуры доставляло собой принципиальный шаг в развитии итого Евро континента. XVIII век - эра промышленного переворота - перехода от мануфактур с ручным произведением к фабрикам и заводам, основанным на употреблении машин. Это общемировое явление, но он проходил в различных странах в различное время.

Его отчизной стала Великобритания. В Великобритании процесс концентрации и квалификации мануфактур достиг особенного развития в половине XVIII в. , ни единственная страна Европы не могла конкурировать с ней в разнообразии отраслей промышленного производства. В половине XVIII в.

британская шерстяная индустрия, по словам современников, была разбита на разные доли или отрасли, закрепившиеся в определенных участках, где все создание сводится полностью или в большей степени к сиим отраслям: высокие сукна производятся в Сомерсетшире, грубые - в Йоркшире, двойной ширины - в Эксетере, шелк - в Садбери, креп - в Норидже, полушерстяные материи - в Кендале, одеяла - в Уитни и т. д. Победа Великобритании в экономическом соревновании с Голландией была победой британского промышленного капитализма над голландским торгашеским капитализмом, капиталистической семейней индустрии - над городской мануфактурой ее соперницы. Деревенская рассеянная мануфактура в Великобритании, употребляющая дешевенькую раб силу, оказалась наиболее конкурентоспособной.

На предопределенной стадии развития в рамках буржуазной страны делалась ощутимой узость технического базиса мануфактуры, а в феодальной стране - узость внутреннего базара, разные ограничения капиталистического предпринимательства вследствие сохранения феодальных отношений. В половине XVIII в. мануфактура в государственном масштабе лишь в Великобритании достигла уровня зрелости, при коем ее технический базис вступил в противоречие с ею самой сделанными способностями производства и запросами внутреннего и наружного базаров. Тем лишь в Великобритании возникли экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции.

Базой переворота в текстильной индустрии в 1780-х гг. были челнок-самолет Д. ж. Кея (1704-1764), прядильная машинка Дж.

Харгривса (7- 1778), мюль-машинка С. Кромптона (1753- 1827), водяная машинка (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792). Внедрение машин в создание значило большой рывок вперед: никакой самый абсолютный ручной труд не мог конкурировать с машинным.

Природно, что стремительное развитие хлопчатобумажной индустрии сразу выявило отставание остальных отраслей промышленности. Чтоб преодолеть его и тут, было надо немедленно вводить машинки. Техно мысль давала подсказку масса выводов, и, равномерно совершенствуясь, машинки просочились во все важные отрасли производства - добычу угля, создание железа и т. п.

В 1784 г. британец Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобрел 1-ый всепригодный движок - паровую машинку, приводящую в движение разные рабочие механизмы. Это изобретение раскрывало путь к предстоящему ускорению и совершенствованию машинного производства. В этом же году британский металлург Г.

*орт (1740- 1800) разработал метод прокатки фасонного железа, усовершенствовал процесс пудлингования. В Великобритании заместо древесного горючего замерзли использовать каменный уголь. Хотя бы в более развитых в промышленном отношении странах большая часть народонаселения было занято в сельском хозяйстве. В Великобритании в начале XVIII в.

75 процентов народонаселения было занято в сельском хозяйстве, во Франции - 80-85 процентов, в Финляндии - 81 процент. Тип аграрного развития в разных регионах Европы был неодинаков. Предпосылкой очень значимых региональных необыкновенностей в развитии аграрной жизни Западной Европы периода мануфактурного производства было сначала различие в маршрутах эволюции форм земляной принадлежности. В классическом облике переход к поместью новейшего вида, соответствующему для капиталистического производства, совершался лишь в Великобритании, где наблюдалось трехчленное дробление сельского сообщества: наемный рабочий - капиталистический арендатор - лендлорд.

В базе этого процесса - экспроприация крестьянства, парламентское ограждение точки XVIII в. Британский вариант капиталистической аграрной эволюции был воспроизведен во Французской Фландрии и Северовосточной Нормандии. Но на большей доли местности Европы XVIII в. главенствовало маленькое крестьянское землепользование с соответствующим для него формированием капиталистических частей из меж- крестьянских отношений.

В итоге технического переворота как 1-го из проявлений аграрной революции ручной труд в сельскохозяйственном производстве в значимой мере заменялся машинным. Да и тут машинки ранее итого внедрялись в Великобритании, потом во Франции и в Германии. Капиталистическая перестройка в аграрной сфере Европы XVIII в. не была прямолинейной, во почти всех странах сохранялись феодальные способы ведения хозяйства.

Индивидуальностью таковых государств, как Италия и Франция, было существование издольщины - короткосрочной фермерской аренды с доминированием естественных платежей, хотя в целом для Европы XVIII в. были отличительны конфигурации структуры аренды: увеличение роли капиталистической аренды, существенно большее вовлечение наемного труда; повышение нормы эксплуатации маленьких арендаторов за счет как искреннего роста арендных платежей, так и конфигурации их структуры и формы. Привилегированные власти состояли из торговцев-пайщиков, финансистов, откупщиков налогов. Удельный вес и политическое воздействие этого оболочки в различных странах были разными.

В раннебуржуазных государствах представители этого оболочки практически стояли у власти, хотя бы ежели высшие посты в муниципальном аппарате занимали представители дворянской аристократии. Так было и в Великобритании, и во Франции. Позиции этого оболочки были слабенькими в экономически наименее развитых государствах Центральной и Северной Европы. Новеньким оболочкой в составе буржуазии замерзли мануфактуристы, развитие мануфактуры привело и к повышению численности мануфактурного пролетариата.

Корпоративный хозяйственный взлет приводил к демографическому росту. Народонаселение Европы возросло приблизительно со 118 млн. чел. в 1700 г.

до 140 млн. в 1750 г. и до 187 млн. в 1800 г.

Более живо росло народонаселение Великобритании, за столетие оно возросло в два раза - с б до 11 млн. Во Франции народонаселение возросло с 16 млн. в 1715 г. до 26 млн.

в 1789. Крайняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала порой крушения феодализма, порой начала эры буржуазных революций. В общественно-политической жизни Европы XVIII в.

определяющими явлениями и событиями замерзли Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма. Броским свидетельством назревающего публичного кризиса приходила Большая французская буржуазия революция, основной предпосылкой коей стало обширное недовольство всех оболочек народонаселения главенствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачкам экономического, общественного и политического развития страны. На острие экономической, идеологической и политической борьбы в XVIII веке оказывается Франция, в коей уже с 1680-х годов идет процесс вырождения безусловной монархии и усиления реакции. Войны, безудержное расточительство Версаля, муниципальные долги и все наиболее растущий налоговый гнет обескровили Францию.

Деспотический нрав внутренней политики Людовика XIV вызвал волну народных восстаний. XVIII век традиционно именуют эрой Просвещения, хотя само это слово очень вяло и предположительно описывает те процессы, что шли в башках европейцев меж 1700 и 1804 годами. Это идейное процесс было основано на убеждении в решающей роли ума и науки в познании естественного порядка, соответственного настоящей природе жителя нашей планеты и сообщества. Личность равномерно эмансипируется, понимает собственный внутренний мир как принципиальный и ценный.

Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человечьих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Чувственная жизнь европейцев делается все насыщенней и утонченней. XVIII век век практиков, вот отчего мыслителей не удовлетворяют порожние схоластические умствования. Аспектом истины выступает опыт.

Философы восторгаются совершенством мира (Лейбниц) и безжалостно осуждают его (энциклопедисты), напевают осанну уму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют развитие и ум неприятелями природных прав жителя нашей планеты (Руссо). При всем этом очень длинно философы присутствуют в убежденности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях только обстоятельства. Грамотность и картошку насаждают сами монархи. Корпоративный настрой европейской философии XVIII века можнож именовать осторожным оптимизмом, а ее лозунгом призыв Вольтера каждому возделывать собственный сад.

Но кровавые страхи Французской революции принудят в корне пересмотреть доброе заблужденье философов, но сделает это уже последующее столетие, а аккуратно европейская мысль прав личности утвердится тогда, в XVIII веке, утвердится как самая базисная ценность. Основные представители Просвещения в Великобритании (где оно появилось) Дж. Локк, Дж. А.

Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период большего распространения тут Просвещения, меж 1715 и 1789, именуют веком Просвещения) Вольтер, Ш.

Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К.

А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии Г.

Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф.

Шиллер, И. В. Гете; в США Т. Джефферсон, Б.

Франклин, Т. Пейн; в РФ Н. И. Новиков, А.

Н. Радищев). При всех государственных необыкновенностях Просвещение обладало немного корпоративных идей и принципов. Живет единичный порядок природы, на познании которого основаны не только лишь успехи наук и благоденствие сообщества, да и нравственно-религиозное совершенство; верное воссоздание законов природы дозволяет выстроить природную нравственность, природную религию и природное право.

Ум, освобожденный от предрассудков, приходит единственным источником познания; факты сущность единый вещество для ума. Разумное познание обязано высвободить население земли от общественного и естественного рабства; сообщество и правительство обязаны гармонизировать с наружной природой и натурой жителя нашей планеты. Теоретическое познание неотделимо от практического деяния, обеспечивающего развитие как высшую мишень публичного бытия. Определенные пути реализации данной программы в рамках Просвещения значительно расползались.

В особенности полноценен был разброс в воззрениях о религии. Соединяющим мгновенно была нелюбовь к традиционной церкви. При всем этом, но, деизм Просвещения не исключал таковых организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития сообщества.

Экономические, политические, правозащитные идеи Просвещения сыграли вескую роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада. Переходный нрав эры определил пестроту, изменчивость и сложность художественной культуры XVIII века. В искусстве этого столетия можнож различить реалистическое процесс, предромантизм, классицизм, а также главенствующее аристократическое искусство рококо. Главная статья: Стиль рококо (причудливый, капризный) главенствовал в европейском искусстве недолго итого в процесс главных 3-х четвертей XVIII века, и доставлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный шаг общеевропейского стиля барокко.

Тяжеленной и патетической торжественности барокко прибывает на замену камерная, хрупкая декоративность. В базе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, коя придает творению неотклонимую для этого стиля вычурность и нарядность. Статуя рококо наименее веска и необыкновенна, чем живопись. Огромное распространение в искусстве рококо и итого XVIII века заработали портретные бюсты и мелкие скульптурные группы или скульптуры купальщиц, нимф, амуров, кои ставили в парке, скрашивали беседку, салоны, купальни.

Найкрупнейшие архитекторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Для архитектуры рококо типично то, что основное интерес зодчего сосредоточивалось на интерьере.

Планы построек рококо большей долею асимметричны и строятся нередко на совершенных, округлых и восьмиугольных комнатах. Стенки окрашиваются в ясные, воздушные тона и украшаются красочными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Найкрупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье. Франция появилась законодательницей эстетики рококо; остальные европейские страны были неравномерно пленены сиим веянием.

Величайшее распространение рококо заработало в Германии, в особенности в Пруссии, при дворе Фридриха II (ансамбль Сан-Суси). В РФ рококо развивалось под конкретным воздействием приезжих французских и германских мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под мощным сиим воздействием в РФ выдвинулись этакие профессионалы, как Растрелли (в маленьких строительных формах), Ринальди (в особенности его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в великий ступени Шумов и Левицкий. Главная статья: В половине XVIII века просветители, представители передовой идеи воссоздают новое направление классицизма, обращенного как против аристократического искускусства рококо, так и против академического классицизма. Новое направление выдвигало свободолюбивые эталоны и взыскательные, добропорядочные образы древнего искусства, обращаясь основным образом к демократическим и республиканским традициям Старой Греции и Старого Рима.

Классицизму XVIII века был свойствен немного абстрактный, рассудочный нрав художественных эталонов, рвение идеализировать природу и жителя нашей планеты, нормативность эстетики, взыскательная уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Классицизм же XVIII века, найкрупнейшим художником которого был Давид, обращался сначала к гражданственным, республиканским идеям античности, к предметам борьбы против тирании, пиршества публичного длинна над собственными эмоциями (броский пример: Присяга Горациев Давида). Политическая ситуация во Франции эры Большой Французской революции оказалась чрезвычайно подходящей для развития классицизма, превратившегося в догму и риторику, изменялись лишь ориентиры: ежели Революция лицезрела близкие эталоны в эре Римской республики, то наполеоновское время ориентировалось на искусство правительского Рима (ампир). Сразу с искусством рококо, отражавшим вкусы аристократии, и классицизмом, устремлявшемся выразить идеи гражданственности, в XVIII веке продолжает развиаться реалистическое искусство, выражающее в главном эталоны третьего сословия (торговцев, ремесленников, фермеров, наемных тружеников).

Водящими принципами реализма приходит беспристрастное отображение существенных сторонок жизни в сочетании с вышиной и истинностью авторского эталона. Живописцы-реалисты показывают в своем творчестве обычные нравы, конфликты, ситуации при полноте их художественной индивидуализации. Другими словами они устремляются к конкретизации как государственных, исторических, соц воспримет, так и физических, интеллектуальных и духовных необыкновенностей. Предпочтение отдается способам изображения форм самой жизни, но вместе с внедрением условных форм (мифа, знака, притчи, гротеска).

Преобладает энтузиазм к дилемме личность и общество, в особенности к неизбывному противоборству соц закономерностей и высоконравственного эталона, личности и толпы с ее массовым, мифологизированным сознанием. Таковым представителем третьего сословия был наибольший реалист XVIII века Жан-Батист Симеон Шарден - узнаваемый мастер натюрморта и бытовых сцен, единственный из создателей новейшей портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. , близким происхождением и образом жизни связанный с ремесленной средой, патриархальным бытом и традициями цехового строя. Он не заработал академического образования.

Базой его творчества была работа с натуры. Он единственным из главных посреди французских мастеров обратился к жанровому виду портрета, кой появился принципиальным шагом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр. Два эти направления 1-го и такого же процесса поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному торжественному искусству рококо. Единственным из узнаваемых портретистов XVIII века, действовавших в реалистической манере, был и Морис Кантен де Латур, французский живописец.

Мастер пастели, он сделал тип островыразительного аналитического портрета, изображал основным образом деятелей эры Просвещения. Спустя мимику, отражающую движение идей и эмоций, Латур открывал характры портретируемых, демонстрируя их возбужденными от разговора, с насмешливыми ухмылками, скептически философскими. Таков, к примеру, Вольтер с ирроническим взором и сердитым подвижным ртом. Найкрупнейшим художником 2-ой половины XVIII века был Оноре Фрагонар.

Он прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в коих изящество рококо смешивается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов. Большой спектр деятельности Фрагонара, его красочная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Его искусство заканчивало век, оно было камерно, но не было предназначено только для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные способности живописи следующего медли.

И потому его наследие было недалеко целым мастерам XVIII и XIX веков, кои чувствовали внутреннюю касательство с его живописью и графикой, воспевавшими красу и удовлетворенность бытия, приподнимающими искусство над повседневностью.