1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Бюджет 2018. Почему не стоит ожидать либерализации? | Grigory Kukuruza


Grigory Kukuruza

Бюджет 2018: ключевые цифры и ответ на вопрос - почему не стоит ожидать либерализации до 2020 года?

1) Обзор макропоказателей заложенных в бюджет:

Темпы роста реального ВВП – 3%

С одной стороны – после 15%-го падения в 2014-2015 годах – крайне мало. Но в действительности – мы сами себе снизили темпы восстановления, допустив зимой блокаду торговли с оккупированными территориями. А также, учитывая то, что основные отрасли-локомотивы восстановления (строительство, аграрка) уже исчерпали потенциал, наблюдаемого прошлые два года, галопирующего роста – используемый Министерством финансов прогноз является вполне релевантным. К слову, прогноз нашей IMF group – 3,1%.

Инфляция - 7% - Индекс потребительских цен и 10,6% - общая инфляция в экономике (хотя второй показатель в законопроекте не указан, его можно легко вычислить из прогноза номинального ВВП и темпов роста реального)

Как показало нам прошлое лето - в условиях сырьевой экономики, где внутренние цены на большинство товаров являются прямой функцией от котировок составляющих Индекса цен на сырьевые товары Чикагской товарной биржи, - регулировать инфляцию в Украине дело крайне сложное и неблагодарное. Из ранее запланированных Нацбанком 8% потребительской инфляции на текущий год - мы уже сорвались к 11,2%-11,6%, а по отдельным позициям (вроде молочки и мясных продуктов) и вовсе на десятки процентов. При этом, как следствие роста цен закупки энергетических ресурсов, - общая инфляция в текущем году достигнет 19-20%. Поэтому, что касается инфляции прогноз может быть исключительно сценарным: если мировая экономика продолжит находится в состоянии рецессии и спрос на сырьевые товары продолжит снижаться – прогноз Кабмина верен, если же Commodity price index начнет восстановление – потребительская инфляция вырастет до 20%, а дефлятор – до 15%.

Курс $ - 29,3 грн/$ - среднегодовой и 30,1 грн/$ - на конец года

Прогнозируемая плавная девальвация до 5% делает вполне конкурентоспособными гривневые депозиты со средней ставкой в 9% годовых как инструмент инвестирования. Если говорить в целом – курсовой прогноз выглядит довольно реалистично.

Средняя заработная плата- рост на 21,5% (c 7104 грн. до 8629 грн.) вызванный очередным повышением минималки с 3200 грн. до 3723 грн. или на 16%.

2) Фискальная нагрузка и дефицит бюджета

Запланированные доходы гос. бюджета – 877 млрд. грн. (+24,2% к 2017-му) , сводного бюджета – 1118,8 млрд. грн. (+14,8%). На лицо – разворот тенденции к децентрализации и уменьшение удельного веса местных бюджетов в общих доходах государства с 27,5% до 21,6%.

Общий уровень налоговой нагрузки на экономику – 40,1% (за вычетом страховых соц. фондов). В предыдущем году данный показатель был на 0,4% ниже и составлял 39,7%, а в 2016-ом – 37,5%. Напомню, что в Украине налоговая нагрузка определяет темпы роста реального ВВП на 49% и повышение налоговой нагрузки на 1% ВВП приводит к замедлению темпов роста на 0,53%.

Бюджет 2018

Расходы пенсионного фонда – 326,3 млрд. грн. (+8,8%). При этом, планируется, что коэффициент покрытия расходов собственными доходами ПФУ (ЕСВ) поднимется с 70,5% до 87,6%. И здесь нельзя не признать - мы можем сколько угодно критиковать пенсионную реформу Гройсмана за ее частичность и неполноту, но ее позитивное влияние на расходы бюджета в краткосрочном периоде – очевидно.

Планируемый дефицит сводного бюджета – 2,4%.(рис. ниже) И, вероятнее всего, - существенного перевыполнения бюджета в текущем году не будет и ниже установленного уровня к концу года он не снизится. Так, несмотря на то, что в прошлом году запланированный дефицит составлял – 2,9%, а согласно осеннему пересмотру Минфином прогноза мы выходим всего на 1,9% (поскольку доходы выросли из изначально прогнозируемых 876,8 - до 976 млрд. грн.) - в следующем году ожидать существенного превышения инфляции над прогнозируемой не стоит. Шок предложения от потери дешевого угля с оккупированных территорий и повышение тарифов на остальные энергоресурсы мы уже пережили и приспособились, а причин для их повторного скачкообразного роста – пока нет.

 

3) Потенциальная либерализация, расходы сводного бюджета и выборы

Расходы государственного бюджета 2018 – 948 млрд. грн. (+22,3% по сравнению с предыдущим годом).

Бюджет Украины

Расходы сводного бюджета – 1380 млрд. грн. (42,5% ВВП, за вычетом расходов государственных фондов страхования) или +16,2% по сравнению с предыдущим годом.

Основная статья расходов (32,3% госбюджета или 305,9 млрд. грн.) – обслуживание государственного долга. Из них- 175,7 – погашение и только 130,2 – процентные выплаты. При этом, из данных 130 млрд. грн. процентных выплат - 47,8 млрд. (37%) вернутся в бюджет в виде прибыли НБУ от находящихся у него на балансе 380 млрд. грн. ОВДП. В конечном итоге, чистые процентные выплаты по обслуживанию гос. долга составят всего 8,6% расходов гос. бюджета.

Остальные наиболее ощутимые статьи расходов – покрытие дефицита Пенсионного фонда Украины (141 млрд. грн, - 15%), Министерство обороны – (83 млрд. грн. 8,8%), МВС и МОН – по 63 млрд. грн. или по 6,6%, 57,8 млрд. грн. (6,1%) – соц. выплаты и 55 млрд. (5,8%) – субсидии на ЖКХ.

Как Вы уже догадались, несмотря на перевыполнение бюджета в текущем году, как минимум на 100 млрд. грн. (или 11,4%) – никто в правительстве не собирается использовать данный ресурс как компенсатор для снижения налоговых ставок, замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал, снижения уровня отчислений в соц. фонды и прочих шагов, снижающих удельный вес государства в экономике.

Почему так?

Несмотря на то, что либерализация непосредственно повлияет на темпы роста экономики и тем самым повысит рейтинг правящей власти - Вертикаль не рискует поступать именно таким путем.

Во-первых, после двукратного падения долларового эквивалента доходов населения (которое оно связывает именно с Президентом и текущей властью) рост даже на 7%-10% в год рискует остаться незамеченным или не оценённым широкими массами.

Во-вторых, предпринимателей, которые непосредственно являются и налоговыми агентами и собственноручно платят налоги в нашей стране всего 1,9 млн. или менее 5% населения. Немалая часть из них даже не участвует в выборах, поскольку считает это бесполезным занятием.

В таких условиях очевидно, что свободные финансовые ресурсы имеет смысл тратить всего в двух направлениях: укрепление Вертикали (как основы власти Портрета) и покупка электората путем повышения соц. стандартов, даже если для этого нет финансового обоснования (очередное повышение МЗП на 16,3%, минимального прожиточного минимума, который определяет минимальную пенсию – на 8% и тд.).

 

Поэтому, на мой скромный взгляд, ожидать либерализации и снижения налогов до парламентских/президентских выборов в 2019-ом году, учитывая, что предвыборная гонка уже стартовала, - не стоит. Правительству сейчас не до экономики.

Источник 




Ваше мнение очень важно Что думаете о "Бюджет 2018. Почему не стоит ожидать либерализации? | Grigory Kukuruza"

Напишите Ваше мнение в комментарии