Минархизм.com.ua — Свободная Экономика

Фридрих фон Хайек. Цитаты. №125

фон Хайек Ф.А. Контрреволюция науки

И одна только наша способность разглядеть в каждой неповторимой ситуации знакомые элементы позволяет нам наполнять эти явления определенным смыслом.

И, стало быть, мы либо не можем узнать, что означают индивидуальные действия — и они остаются для нас не более чем физическими фактами: передачей из рук в руки каких-то материальных предметов и т. п., либо укладываем их в мыслительные категории, привычные для нас, но не поддающиеся определению в физических терминах.

Если бы было верно первое, это означало бы, что мы вообще ничего не можем узнать о прошлом, поскольку нам не под силу было бы понять, о чем идет речь в документах, из которых мы черпаем фактические сведения.

Последовательный историцизм неизбежно приводит к представлению, что человеческий ум сам по себе переменчив, что в большинстве своем (если не все) проявления человеческого ума вне соответствующего исторического контекста вообще не могут быть поняты, что, только зная, как сменяют друг друга такие целостные ситуации, мы можем постичь законы изменения человеческого разума и что только знание этих законов дает нам возможность понять любое частное его проявление.

Историцизму, отказавшемуся признать универсальную композитивную теорию и, следовательно, не имеющему возможности увидеть, ни как из разных конфигураций одних и тех же элементов могут составляться совершенно разные комплексы, ни как вообще могут возникать целостные образования — при том что они не были задуманы человеком, — только и оставалось искать причины изменений социальных структур в изменениях самого человеческого разума—изменениях, которые, как заявляется, можно понять и объяснить, исходя из изменений в непосредственно схватываемых нами целостностях.

Фридрих фон Хайек. Цитаты. №124

 

 

Leave a Comment