фон Хайек Ф.А. Контрреволюция науки
Вплоть до недавней дискуссии по проблеме экономических расчетов в социалистическом обществе к описанию его механизмов, сделанному сенсимонистами, ничего не было добавлено.
И обзывать эту вполне реалистическую картину планового общества «утопической» было по меньшей мере не вполне оправданным. Характерно, что Маркс добавил к ней как раз ту часть английской классической политической экономии, которая шла вразрез с общим анализом конкуренции самих классиков, а именно—«объективную», или трудовую, теорию ценности.
Главными результатами слияния сен-симонистских и гегельянских идей, самым известным примером которого является, конечно же, учение Маркса, мы займемся позже.
Но если говорить по существу о сегодняшней общепринятой теории социализма, то она не содержит почти ничего, не продуманного в свое время сенсимонистами.
Чтобы еще нагляднее показать, сколь глубоко влияние сенсимонистов на современную мысль, достаточно упомянуть о том, как широко используются всеми европейскими языками слова из их лексикона.
«Индивидуализм», «индустриализм», «позитивизм», «организация труда» — все эти выражения впервые встречаются в «Изложении».
Понятие «классовая борьба» и соответственно противопоставление «буржуазии» и «пролетариата» в узкоспециальном смысле этих обозначений изобретены сенсимонистами.
Само слово «социализм», хотя его еще нет в «Изложении» (где в очень похожем смысле используется термин Государство владело всеми орудиями труда, которые сегодня образуют частные производственные фонды, и чтобы распределение этих орудий — функция, которую так бездарно и с такими огромными издержками выполняют сегодня землевладельцы и капиталисты, — было поручено руководителям индустриального общества… только в этом случае будет положен конец позору неограниченной конкуренции, этого великого критического отрицания промышленного порядка, конкуренции, которая в своих самых выпуклых чертах есть не что иное, как ожесточенная война не на жизнь, а на смерть, принявшая новую форму, война, которую ведут между собой отдельные люди и целые нации».
Из начала отрывка ясно, что здесь термин «ассоциация» употреблен именно в том смысле, в котором два года спустя они буду употреблять слово «социализм».
Фридрих фон Хайек. Цитаты. №140