Минархизм.com.ua — Свободная Экономика

К тому, что называют «либертарианством» | Андрей Сорокин

К тому, что называют «либертарианством» (как его описывает Кинселла вот здесь http://translatedby.com/you/what-libertarianism-is/into-uk/), меня привело вовсе не «бунтарство против системы», не какая-то уникальная ценность, которую я приписываю «свободе», не «авторитеты», не [перечисление всевозможных ошибочных гипотез].

насколько я могу отрефлексировать сейчас, в большой степени это было стремление к непротиворечивой, логически последовательной (consistent) картине мира.

прочие картины — как «общепринятые», так и «альтернативные» им — по мере изучения оказывались либо априори упрощенными до палочек моделями сферических единорогов (это почти вся мракономика из университета), без какой-либо не то, что предсказательной (при этом неустанно декларируемой), а даже описательно-объяснительной способности, либо набором конспирологических гипотез той или иной степени шизанутости.

всех их объединяло то, что при попытке «копнуть» и рассмотреть их основание, открывалась либо пустота, либо обнаруженные посылки оказывались несовместимыми с наблюдаемой реальностью.

на этом фоне Мизесова праксиология оказалась настолько же фундаментальной, каким является небоскреб на фоне землянки.

и хотя Мизес не довел свой утилитаризм до логического завершения, его последователи (в частности Ротбард) справились и с этим, показав, что «государство-ночной сторож» («минимальное государство») — это не более, чем апологетическая этатистская теория.

применив же его (мизесианский) подход к этике и праву, фактически в последние 30-40 лет, то есть при моей жизни, формируется, сплавляется цельная, методологически последовательная, теория социального.

собственно, именно в силу новизны к ней так сложно прилепить какой-то ярлык, корректно бы ее обозначающий. это пока бурлящий расплав, а какой там кристалл в нем образуется после остывания — знать бы!

«либертарианство», набирая популярности, наводняется разномастными этатистами, разочаровавшимися в «менйстримных» ярлыках. «анархизм», возникший как радикально «левое» течение, античастнособственническое, до сих пор многими так и воспринимается, несмотря на то, что большинство идентифицирующих себя «анархистами» сегодня — убежденные сторонники собственности и «капитализма» (еще один сравнительно новый — ему всего лишь 170 лет — термин, понимаемый как кому нравится, в меру невежества).

в общем, непонятно, во что все это выльется, но понятно, что this is the place to be.

Андрей Сорокин

фейсбук

Leave a Comment