1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Карл Поппер. Цитаты. №6


 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги

 

Для Платона существует лишь один окончательный критерий — интерес государства.

– Все, что ему содействует — благо, добродетель и справедливость.

– Все, что ему угрожает — зло, порок и несправедливость.

Служащие ему действия нравственны, ставящие его под угрозу — безнравственны. Другими словами, моральный кодекс Платона строго утилитаристский.

Это — кодекс коллективистского и политического утилитаризма. Критерий нравственности — интерес государства.

Нравственность есть не что иное, как политическая гигиена.

Это коллективистская, родовая, тоталитаристская теория морали:

«Благо — это то, что в интересах моей группы, или моего рода, или моего государства».

Легко понять, что означает такая нравственность в применении к международным отношениям, а именно — то, что государство никогда не ошибается в своих действиях до тех пор, пока оно сильно, что государство, дабы упрочить себя, имеет право применять насилие не только к своим гражданам, но и нападать на другие государства при условии, что это его не ослабит.

(Гегель сделал этот вывод, ясно увидев аморальность государства, приводящую к защите морального нигилизма в международных отношениях.)

С точки зрения тоталитаристской этики и коллективной пользы платоновская теория справедливости безупречна. Оставаться на своем месте — действительно добродетель.

Эта гражданская добродетель полностью соответствует дисциплине как воинской добродетели. А эта добродетель, в свою очередь, играет точно такую же роль, какую играет «справедливость» в платоновской системе добродетелей.

Ведь винтики огромного механизма государства «добродетельны» в двух случаях:

  • Во-первых, они должны годиться для выполнения своей задачи, т. е. быть соответствующего размера, формы, прочности и т. д.

  • Во-вторых, каждый из них должен находиться и удерживаться на своем собственном месте.

Первая добродетель, т. е. соответствие определенной задаче, приводит к разделению винтиков в зависимости от выполняемых ими функций.

Добродетель винтиков, т. е. их пригодность, требует, чтобы одни («по природе своей») были велики, другие должны быть прочными, третьи — гладкими.

При этом все они должны быть на своем месте. Эта общая всем добродетель одновременно является добродетелью целого — согласованностью, гармонией.

Такую всеобщую добродетель Платон называет «справедливостью». С точки зрения тоталитаристской морали всеобщая добродетель Платона непротиворечива и хорошо обоснована.

Если личность — не что иное, как винтик, то этика — не что иное, как исследование того, как из винтиков составить целое.




Ваше мнение очень важно Что думаете о "Карл Поппер. Цитаты. №6"

Напишите Ваше мнение в комментарии