Минархизм.com.ua — Свободная Экономика

Кто платит налоги (на самом деле). Часть 2 | Михаил Чернышев

…продолжение

(Предыдущая часть)

В комментариях под предыдущим постом неожиданно разогрелась жаркая дискуссия.

Честно говоря, меня это очень удивило.

Потому что ничего нового я в посте не написал.

Всё, что я сделал, это показал, как выглядит процедура налогообложения, с точки зрения теории права и науки о человеческой деятельности. Возможно, возникшая по этому поводу активная дискуссия объясняется тем, что до сих пор никто не смотрел на процедуру налогообложения с такой точки зрения.

Тем не менее, радует, что было много таких комментариев, которые не просто выражали односложное несогласие, но и пытались возражать аргументированно.

Именно такие контраргументы, я и попытаюсь разобрать в этом и последующих постах.

Например, один из часто встречающихся контраргументов утверждает, что налоги платит конечный покупатель потому, что предприниматель просто увеличивает цену товара на величину налога (перекладывая таким образом этот налог на покупателя).

Но так ли это на самом деле?

Давайте разбираться:

Продавец всегда продаёт свой товар по максимально возможной цене.

В том смысле, что он устанавливает такую цену, которая с учётом имеющегося соотношения спроса и предложения приносит ему максимально возможную в данных обстоятельствах прибыль.

Именно поэтому предприниматель не может установить любую цену.

Если он установит слишком высокую цену, то количество покупателей (количество продаж) этого товара уменьшится, и прибыль предпринимателя окажется меньше, чем та, которую он мог бы получить, если бы цену на свой товар не поднимал.

Итак, существующая цена на товар приносит предпринимателю максимально возможную прибыль.

Поэтому любое изменение цены в большую или меньшую сторону обязательно будет уменьшать прибыль предпринимателя.

Теперь представим, что государство вводит новый налог (или увеличивает ставку уже существующего налога).

У предпринимателя в этом случае есть три варианта поведения по отношению к цене своего товара: увеличить цену на всю величину налога; увеличить цену не на всю величину налога, оставить цену без изменений.
  • 1. Если предприниматель увеличит цену своего товара на величину нового налога, то, как мы уже знаем, количество его продаж уменьшится.

Поскольку, до введения государством нового налога (или увеличения старого налога) цена на товар была установлена предпринимателем на таком уровне, чтобы обеспечить объём продаж, который приносит ему максимально возможную прибыль.

Получается, что введение нового налога уменьшает прибыль предпринимателя дважды.

Первый раз из-за сокращения объёмов продаж. Второй раз из-за использования предпринимателем части своей (и так уже сократившейся из-за падения продаж) прибыли для уплаты нового налога. То есть введение государством нового налога уменьшит прибыль предпринимателя не просто на сумму уплачиваемого налога, а на значительно большую величину.
  • 2. Если предприниматель увеличит цену товара не на всю величину нового налога, то объём его продаж (а значит и прибыль) всё-равно снизится.

Поскольку цена и в этом случае будет установлена выше той, при которой объёмы продаж приносят предпринимателю максимально возможную прибыль. Кроме того, так как частичное увеличение предпринимателем цены на свой товар не компенсирует новый налог полностью, то остальную часть налога предприниматель всё равно будет вынужден выплачивать за счёт своей прибыли.
Таким образом, введение нового налога снова уменьшит прибыль предпринимателя дважды. Первый раз из-за сокращения объёмов продаж. Второй раз за счёт использования части прибыли для уплаты той части налога, которая не будет компенсирована частичным повышением цены товара.
Хотя, если быть точным, то в этом случае предприниматель всё равно всю сумму налога выплачивает из своей прибыли. Поскольку из-за снижения продаж у него уменьшается прежняя прибыль, а потом он ещё выплачивает полную сумму налога из этой (и так уже уменьшившейся из-за сокращения продаж) прибыли.
  • 3. Если предприниматель не будет увеличивать цену товара, несмотря на введение государством нового налога, то объём его продаж (а значит и валовая прибыль от продажи товара) не изменится – останется прежней, т.е. как и раньше максимально возможной.

Но чистая прибыль предпринимателя всё равно уменьшится. И уменьшится она ровно на величину суммы нового налога, которую предприниматель обязан перечислить государству.

Какой из всего этого можно сделать вывод?

Любой новый налог на предпринимательскую деятельность вынимается из кармана (из прибыли) предпринимателя. И происходит это даже в том случае, если предприниматель пытается увеличить цену своего товара на величину этого нового налога.
Более того, если он цену на товар всё-таки поднимает, то он неминуемо теряет, платит, расплачивается ещё большей суммой своих средств. Поскольку, в этом случае, он не только вынужден полностью оплачивает весь налог, но он ещё и теряет из-за неминуемого падения объёмов продаж.

Именно поэтому, предприниматель не включает налоги в цену товара. Ему это просто невыгодно.

P.S.

В экономической теории существует закон, который говорит о том, что налоги невозможно переложить вперёд (по цепочке движения товара). То есть продавец не может переложить налоги на своего покупателя.

Налоги можно переложить только назад.

Например, магазин может переложить налоги на своего поставщика. Это не означает, что такое перекладывание просто реализовать (тут всё-таки нужен предпринимательский талант).

Но, во всяком случае, такая возможность у нас существует.

А вот возможности переложить налоги вперёд – на своего покупателя – такой возможности (к счастью или несчастью) экономика нам не предоставляет.

Поэтому налоги всегда платит продавец, а не покупатель.

Михаил Чернышев

Leave a Comment