Минархизм.com.ua — Свободная Экономика

Людвиг фон Мизес. Цитаты. №141

 

фон Мизес Л. Либерализм

 

Сегодня в большинстве стран посещение школы или, по меньшей мере, домашнее обучение является обязательным.

Родители обязаны отправлять своих детей в школу на протяжении определенного количества лет или вместо этого государственного обучения дать им эквивалентный объем образования дома.

Бессмысленно углубляться в аргументы, выдвигавшиеся как в пользу, так и против обязательного образования, когда этот вопрос был еще животрепещущим.

Они не имеют ни малейшего отношения к проблеме в том виде, как она существует сегодня.

Для нас важен только один аспект этого вопроса, а именно то, что продолжающаяся приверженность политике обязательного образования совершенно несовместима с попытками установить прочный мир.

Несомненно, жители Лондона, Парижа и Берлина сочтут такое заявление невероятным.

Что общего может иметь система обязательного образования с проблемами войны и мира?

Однако нельзя обсуждать этот вопрос, подобно многим другим, только с точки зрения народов Западной Европы. Разумеется, в Лондоне, Париже и Берлине проблема обязательного образования решается без труда.

В этих городах не возникает сомнения, на каком языке вести обучение. Население, которое живет в этих городах и посылает своих детей в школу, в общем и целом можно считать однородным по национальному составу.

Но даже не говорящие на английском языке, но живущие в Лондоне люди считают, что в интересах их детей, чтобы обучение велось на английском языке и ни на каком другом. То же самое относится к Парижу и Берлину.

Однако проблема обязательного образования имеет совершенно иное значение в тех обширных регионах, где говорящие на разных языках народы живут бок о бок в смешанном многоязычном сообществе.

Здесь вопрос о том, на каком языке вести обучение, приобретает ключевое значение.

То или иное решение с течением времени может определить национальность всего района.

Школа способна отдалить детей от национальности, к которой принадлежат их родители, и может использоваться как средство угнетения целых национальностей.

Тот, кто контролирует школы, имеет возможность причинять вред одним национальностям и приносить пользу своей собственной.

Leave a Comment