1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Людвиг фон Мизес. Цитаты. №96


 

фон Мизес Л. Либерализм

Не стоит тратить слов на признание пагубности любых наркотиков.

Вопрос не в том, вреден ли алкоголь даже в небольших количествах или вред причиняет злоупотребление алкогольными напитками. Установлено, что алкоголизм, кокаинизм и морфинизм являются смертельными врагами жизни, здоровья, способности к работе и наслаждениям, и поэтому утилитарист должен считать их пороками.

Но из этого отнюдь не вытекает, что власти должны вмешиваться и подавлять эти пороки посредством коммерческих запретов.

Тем более ни в коем случае не очевидно, что вмешательство государства действительно способно с ними справиться, или, если эта цель может быть достигнута, это не может тотчас же открыть ящик Пандоры, из которого могут появиться другие опасности, не менее пагубные, чем алкоголизм и морфинизм.

Тому, кто убежден, что пристрастие или чрезмерное пристрастие к этим ядам вредно, никто не помешает жить умеренно и воздержанно.

Проблема не в алкоголизме, кокаинизме, морфинизме и т. д., которые любой разумный человек считает злом. Вопрос в другом: если большинство граждан в принципе считают себя вправе навязывать свой образ жизни меньшинству, трудно остановиться на запрещении пристрастия к алкоголю, кокаину, морфию и другим подобным ядам.

  • Почему то, что оправдано в отношении этих ядов, не оправдано в отношении никотина, кофеина и т. д.?

  • Почему государство не должно предписывать в целом, что можно употреблять в пищу, а чего следует избегать по причине вредности?

  • В спорте также многие люди, тренируясь, склонны перенапрягать свои силы. Почему бы государству и здесь не вмешаться?

  • Мало кто из людей способен соблюдать умеренность в сексуальной жизни, а пожилым людям особенно трудно понять, что им следует совсем отказаться от этих удовольствий или, по меньшей мере, проявлять умеренность. Не следует ли государству вмешаться и сюда?

  • Многие скажут, что чтение вредной литературы еще пагубнее. Следует ли позволять прессе, потакающей низменным инстинктам, развращать души?

  • Не следует ли запретить демонстрацию порнографических картин, непристойных пьес, короче, всех приманок безнравственности?

  • И не является ли распространение ложных социологических учений столь же вредным для людей и народов?

  • Следует ли позволять заниматься подстрекательством к гражданской войне или к войне против других стран?

  • И следует ли позволять непристойными памфлетами и богохульными речами подрывать уважение к Богу и Церкви?

Мы видим, что, как только мы отказываемся от принципа, согласно которому государство не должно вмешиваться ни в какие вопросы, затрагивающие образ жизни индивида, мы в конце концов приходим к тому, что начинаем регулировать его в мельчайших деталях.

Личная свобода индивида упраздняется.

Он становится рабом общества, обязанным повиноваться диктату большинства.

Едва ли есть необходимость широко распространяться о возможных способах злоупотребления такой властью. Даже если такого рода полномочия будут находиться в распоряжении людей, действующих из лучших побуждений, это неизбежно превратит мир в кладбище духа.

Весь прогресс человечества достигнут в результате того, что инициатива незначительного меньшинства, отклонившись от идей и традиций большинства, в конце концов заставляла его воспринять новшества.

Предоставить большинству право диктовать меньшинству, о чем ему думать, что читать и что делать, означает раз и навсегда поставить крест на каком бы то ни было прогрессе.




Ваше мнение очень важно Что думаете о "Людвиг фон Мизес. Цитаты. №96"

Напишите Ваше мнение в комментарии