Мюррей Ротбард. Этика свободы
«Репутация» Джонса не является ни физическим объектом, ни чем-то, содержащимся внутри его. «Репутация» — это просто функция субъективных отношений и убеждений относительно человека, содержащаяся в разуме других людей.
Но именно потому, что отношение и убеждения находятся в разуме других, Джонс не может иметь ни права собственности на них, ни инструментов их контроля.
Действительно, рассмотрим следствия теории прав собственности на «репутацию».
Представьте себе, что Браун производит свою мышеловку, а затем Робинсон выходит на рынок с изобретенным им лучшим вариантом. «Репутация» Брауна как производителя наилучших мышеловок теперь определенно пострадает, так как потребители сменят предпочтения и покупки, отныне приобретая мышеловки Робинсона.
Теперь, не можем ли мы утверждать, основываясь на принципах теории собственности на «репутацию», что Робинсон нанес вред репутации Брауна и не следует ли нам теперь объявить его конкурентные действия незаконным?
Если нет, то почему нет?
Или, например, будет ли незаконным для Робинсона говорить в своей рекламе, что его мышеловка лучше? На самом же деле субъективное отношение и идеи потребителей будут колебаться постоянно и Браун не сможет стабилизировать их насильственным путем; более того, это будет аморальным и агрессивным действием по отношению к праву каждого человека пробовать новое.
Агрессивным и преступным будет как ограничивать конкуренцию на этом основании, так и объявлять незаконным распространение ложной информации (клеветы) о ком-либо или его продукте.