1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

«Семнадцать мгновений весны» | Дмитрий Травин


Если бы «Семнадцать мгновений весны» был только фильмом о разведчике, я никогда не назвал бы его главным фильмом 1973 г.

И он в то время поразил бы советское общество не больше, чем, скажем, «Щит и меч». «Мгновения» интересны другим. Фильм Татьяны Лиозновой отразил стремление советских людей к буржуазности, к неброской красоте быта, к формированию образа жизни, характерного для общества потребления. В этом смысле он был новаторским.

  • Вот Штирлиц прогуливается, не спеша, в хорошей, идеально подогнанной по фигуре одежде, которую не пришлось покупать из-под полы у фарцовщика.

  • Вот едет он на автомобиле в пригород Потсдама, где живет на природе в уютном особняке.

  • Вот открывает он ворота собственного дома, загоняет машину в подземный гараж, а затем возвращается и по-хозяйски неторопливо закрывает ворота.

Как истинный собственник, требующий соблюдения privacy.

А как уютен интерьер этого дома!

  • Вот чудно потрескивающий дровами камин, гревший душу советскому обывателю, не знавшему иного тепла, нежели то, что идет от батарей центрального отопления!

  • Вот аккуратная прислуга, которая приготовит ужин усталому господину, а после оставит его отдыхать в одиночестве!

  • Вот щедрый запас хорошего коньяка, бутылку которого можно достать из шкафа хоть ночью и не бежать за «фугасом» к грузчику из соседнего магазина!

Особо уютен этот дом в грозу.

Где-то за окном грохочет гром, буря бушует так, что свет, порой, гаснет. А Штирлиц опустит плотно шторы, зажжет свечи, наденет мягкую теплую кофту и сядет за стол разгадывать присланную из Центра загадку.

Быт Штирлица был прообразом быта современного нового русского, обзаведшегося автомобилем, приличным загородным домом, уютной мебелью и приходящей прислугой.

Все то, что толковый юноша 1970-х видел когда-то на экране телевизора, к концу нулевых он смог реализовать на практике.

При этом, порой, совершенно не подозревая, где, как и почему в его голове сформировался идеальный образ светлого будущего – чисто буржуазного и ни в коем случае не коммунистического.

Образ Штирлица раскрепостил семидесятника.

Он разорвал связь между такими явлениями, как самоотвержение и уважение к себе. Коммунистическая идея возвышала тезис «раньше думай о родине, а потом о себе». Штирлиц же жил так, что любой человек на родине ему позавидовал бы.

Но при этом заработал «Героя».

Бок о бок со Штирлицем шел пастор Шлаг – образец интеллектуальной буржуазности. Шлаг не ходил в кафе «Элефант», чтоб пропустить рюмочку, но ходил в церковь и играл на органе. Шлаг обладал огромной библиотекой, наделявшей его дом «профессорским» уютом, не менее значимым для многих, чем уют камина, коньяка и плотных штор. Лично для меня он был даже привлекательнее Штирлица.

Я не знаю, естественно, задумывала ли Лиознова фильм именно таким. И не знаю, стремились ли Тихонов и Плятт сыграть скромное обаяние буржуазии. Но СССР 1970-х уже жил этим.

И не удивительно, что будущий пореформенный мир прорвался на экраны уже тогда – почти за 20 лет до реформ.

Дмитрий Травин

P.S.

Штирлиц кафе Слон встреча с женой
Sorrow in the eyes...




Ваше мнение очень важно Что думаете о "«Семнадцать мгновений весны» | Дмитрий Травин"

Напишите Ваше мнение в комментарии