1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

«Кощеева смерть» старой системы — Наталия Глоба


Наталия Глоба

Вот и прожили мы еще один год. Год, который усилил разрыв между Украиной и цивилизованным миром. Мы вновь топтались на месте на фоне бушующей на планете технологической революции. Надежда войти в семью цивилизованных развитых стран стала еще более призрачной и далекой. И только Богу известно, какие усилия теперь нужно приложить стране, чтобы успеть вскочить на подножку уходящего вдаль поезда.

Принято винить во всех наших бедах только власть. Но так ли это? Только ли власть виновна в том, что украинцы, для которых сам исторический момент требует стать нацией –победителем, одним мощным рывком, сверхусилием рвануть вперед, превратились в народ-приспособленец, который боится будущего, сопротивляется его приходу уже 26 лет и жаждет во что бы то ни стало затормозить ход времени, оставить все как есть?

Где сидит та самая «кощеева смерть», что генерирует этот страх и не дает нам сдвинуться с места? Ответ прост – в школе, в самой сути образования, способе подготовки детей к меняющимся условиям жизни.

Переосмысление образования как важнейшего общественного института, поставляющего основной ресурс современной экономике, началось в мире давно. Пионером инноваций в школьном образовании стал Сингапур, внедривший еще в 80-е принципиально иной подход к обучению. Успехи сингапурских школьников в области математики стали откровением для всего мира.

Вслед за Сингапуром поиск новых подходов начался в Европе и США. К началу технологического бума человечеством уже была констатирована обесцененность конкретных знаний (ввиду их доступности) и сформулированы основные требования к компетенциям человека будущего, которые легли в основу всех современных реформ образования в разных странах.

Это знаменитые 4 К:
• коммуникация;
• кооперация (синергия ресурсов);
• креативность;
• критическое мышление.

Такой коктейль из навыков позволяет в век технологического предпринимательства стать человеку успешным, создавать ранее невозможные вещи, преодолевать устаревшие стандарты и стереотипы, не уставать учиться и творить всю жизнь.

Эти качества, как воздух, нужны украинцам. И именно эти задатки с корнем выкорчевываются украинской школой из сознания детей.

Главным врагом будущего в нашей стране выступает именно школа, где:
• коммуникация выстраивается как отношения покорности и подчинения, развивается только в рамках схемы «начальник» (учитель), обладающий неограниченной властью, - «подчиненный» (бесправный ученик);
• кооперация пресекается на корню под видом самостоятельного обучения, ни списать, ни посоветоваться ни с кем нельзя;
• креативность запрещена, разрешается использование только предложенных учителем алгоритмов как единственно верных, в рамках которых приветствуется определенная доля оригинальности, называемая творческим подходом;
• критическое мышление карается – все написанное в учебниках верно по умолчанию, мнение учителя не подлежит обсуждению.

Все дети рождаются талантливыми. Та фантастическая скорость, с которой малыши познают окружающий мир, учатся говорить, распознавать цвета, сравнивать и упорядочивать предметы, не оставляет сомнений в том, что каждый родившийся ребенок гениален.

Что же нужно сотворить с ребенком, который всего за 1 год обучился родному языку, чтобы он по прошествии 11 лет обучения в школе оказался неспособен не только освоить иностранный язык, но и решить квадратное уравнение или просто прочитать толстую книгу? Где, на каком этапе ломается естественная тяга малыша к познанию мира, природная способность к построению логических конструкций?

Мне все равно, что изучают дети на уроках математики. Это не беда, что уровень сложности задач за последние 30 лет стал намного ниже. Беда в том, что даже такой примитивный уровень оказывается не по силам современным детям. Сплошь и рядом выпускники школы демонстрируют отсутствие самой способности построения логических цепочек и алгоритмов решения.

Ценность математики не во внедренной в память теореме синусов. Ее ценность в практике логического мышления, в технике формирования сознанием причинно-следственных связей. Это искусство, сложная игра разума, поиск рисунка, маршрута передвижения в лабиринте информации. Но наша школа подменила красоту человеческой мысли таблицей интегралов.

Изучение того предмета, который принято в школе называть математикой, сведено не к решению задач, а к запоминанию «правильных» алгоритмов и ответов. Это абсурдно, бессмысленно и вредно. Это все равно как на уроках рисования вместо того, чтобы просто рисовать, дети учили бы теорию цветовосприятия и геометрические основы композиции.

Мне все равно, какие книги изучают дети на уроках литературы. Важно то, что нынешние дети не читают длинных текстов. Проблема не в том, что современному ребенку не интересны Голсуорси и Толстой. Беда в том, что дети просто не читают. Книга – это тренинг для воображения. А воображение лежит в основе творчества.

Ребенок, не читающий книг, имеет в будущем большие проблемы с творчеством. Толстая книга заставляет человека держать в голове множество описанных в ней событий на протяжении всего периода чтения. Это практика системного мышления, формирования целостной картины мира. Не удивительно, что современные дети обладают фрагментарным, клиповым мышлением, не ориентируются адекватно в окружающем мире.

Примечательно, что некоторые исследователи считают, что тяга к чтению исчезает с 4 класса, то есть с момента, когда появляется отдельный предмет «литература».

Большинство родителей, хотя бы интуитивно, эти проблемы понимает. Они прикладывают недюжинные усилия, чтобы дать ребенку образование либо в специальной школе с альтернативными методиками, либо за пределами школы, уберечь его тем самым от разрушения школой его природных способностей. Иногда сам ребенок имеет столь высокую тягу к знаниям, что сломать ее не удается всей педагогической машине. Если же ребенок целиком отдан в руки школьным учителям, то на выходе из школы, он почти гарантированно:

• не умеет строить логические конструкции и причинно-следственные связи;
• не умеет собрать в своем сознании целостную картину мира;
• лишен креативности мышления;
• смирился с отношениями подчинения и покорности;
• не обладает навыками критического мышления.

Но самое страшное не это. Хуже всего то, что школа прививает ребенку панический страх перед ошибками. Это самое большое преступление школьных учителей перед детьми. Именно этот страх убивает желание и саму способность к обучению. Ведь ошибки – обязательный элемент обучения. Когда человек перестает ошибаться в чем-то, это означает, что он уже научился.

Школа вырабатывает единственную реакцию на ошибку ребёнка – наказание. Это может быть плохая отметка, обидное слово, запись в дневнике. Но ведь никто не ругает малыша за то, что он пока плохо выговаривает слова, или за то, что шлепается на пол, пока учится ходить. Почему же нужно наказывать ребёнка за то, что он не знает пока что таблицу умножения?

Наказание рождает страх. Страх парализует волю. Этот страх сидит потом внутри многие годы и проявляется в самых разных сферах жизни. Именно он – источник нежелания перемен, стремления задержать время, даже, если разум говорит, что это невозможно. Нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, инфантилизм, массово поражающий украинцев – это продолжение все того же страха неправильно решить задачку и получить плохую отметку.

У нас в стране 100 тысяч программистов, наша гордость и надежда. Но это только потому, что в школе на уроках информатики дети не пишут коды. Они учатся этому в других местах, там, где не ругают за ошибки. В противном случае, наших айтишников было бы на порядок меньше.

В минувшем году стартовала образовательная реформа. Пока мы видим только резкий рост зарплаты учителям. Первые результаты реформы появятся очень скоро, буквально в этом году. Если будет массовое сопротивление со стороны учителей, то, значит, реформа попадает точно в цель. Потому что исправить ситуацию в образовании можно только путем изменения учительского сознания. Если же учителя не будут возражать, быстро приспособятся к новым условиям, то, значит, мы имеем очередную профанацию вместо реформы, имитацию вместо действия.

И тогда каждому родителю придется решать в одиночку, что делать со своим чадом – носиться с ним по учителям, кружкам и секциям, отправить в частную школу, или уехать из этой страны навсегда, туда, где у детей есть будущее.

Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=177373989523113&id=100017515384428




Ваше мнение очень важно Что думаете о "«Кощеева смерть» старой системы — Наталия Глоба"

Напишите Ваше мнение в комментарии