1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Свободный регион Европы | Dmitry Zilberman


Я задался вопросом, как могла бы выглядеть европейская партия, стоящая на экономически правых позициях.

Казалось бы, традиции здесь вполне сложились - такая партия выступала бы за низкие налоги, низкую инфляцию, приватизацию, дерегулирование и, скорее всего, децентрализацию.

Но было высказано мнение, что такая партия, скорее всего, выступала бы, в первую очередь, за выход страны из ЕС*.

Действительно ли это так?

Я решил разобраться, поскольку распространенные представления о ЕС обычно строятся не на основе глубокого анализа, а на основе каких-то отрывочных фактов, анекдотов, мемов.

В США существует проект свободного штата.

Он предполагает, что значительная часть тех американцев, для которых важна свобода, съедется в какой-то малонаселенный штат (скорее всего, Нью-Гэмпшир), и, образовав там большинство, перестроит управление этим штатом.

Но, если посмотреть на то, как устроено регулирование и налогообложение в Штатах, легко заметить, что даже если этот проект удастся (пока до этого очень далеко), жители свободного штата все равно будут платить достаточно тяжелые федеральные налоги, будет соблюдаться федеральный уровень минимальной зарплаты и т.д.

В этом плане ЕС куда более свободная организация, в отличие от американской IRS**, не существует общеевропейской налоговой службы, бюджет Евросоюза пополняется странами-участницами по определенным правилам.

Общеевропейской минимальной зарплаты также нет, более того, в ЕС есть страны, где ее нет в принципе.

Что есть - это т.н. гармонизация НДС. В Евросоюза НДС не может быть ниже некоего установленного уровня.

Существует отдельные региональные исключения, кроме того, некоторые товары и услуги облагаются им по пониженной ставке, но, вообще говоря, базовая ставка не должна опускаться ниже 15%. Насколько это может быть проблемой для свободного региона, которому мы посвятили предыдущие заметки?

Сейчас этот базовый уровень выше во все странах ЕС. В Италии он 22%, а в Греции 24%.

То есть партия, которая выступала бы за установление НДС на уровне, предусмотренном директивой ЕС, объективно выступала бы за сокращение этого налога.

Должен признаться - я не люблю налоги, и тот же НДС считаю (при прочих равных) большим злом, чем налог с продаж.

В первую очередь, из-за его сложного, инквизиционного характера; он позволяет государству глубоко влезать в дела фирмы и впутывать третьих лиц. С другой стороны, посмотрим, какой процент его сборы составляют от экономики.

В Италии это около 6%, в Греции - около 7%. При ставке в 15% они, вероятно, составляли бы меньше, хотя тут нет линейной зависимости, да и есть региональные вариации.

Но, как бы то ни было, будь НДС вообще единственным налогом, даже 7% госрасходов от ВВП (при сбалансированном бюджете) - это был бы практически невиданный ныне среди развитых стран уровень экономической свободы.

Исторические оценки этого показателя для эпохи до Первой мировой ограничены неточностями при ретроспективном подсчете ВВП (который в те далекие времена рассчитывался).

Но вообще это весьма похоже на роль государству в эту эпоху, когда не существовало огромного социального государства.

И даже сейчас этого бы вполне хватило, чтобы содержать суды, полицию, бюрократию и все то, к чему минархисты хотели бы свести государство.

В общем, на поверку все оказывается вполне разумно - "гармонизированный" НДС позволяет содержать ядро государства, а дальше все зависит представлений людей о должной роли государства в конкретной стране.

А в случае переустройства, о котором я писал - в первую очередь, в конкретном муниципалитете. Соответственно, правые партии могут выступать за то, чтобы все как раз к этому НДС и сводилось. Конечно, в большинстве муниципалитетов, а особенно в крупных городах, ситуация, скорее всего, будет совершенно иной.

Кроме того, мне пришла в голову идея, за которую могли бы выступать правые партии.

Поскольку НДС платят юрлица, ему (и другим налогам, которые они платят), можно придать договорный характер. Допустим, создается какая-то компания, и она регистрируется в муниципалитете, получившем практически полную финансовую автономию.

Или она меняет, так сказать, флаг, перебирается из другого муниципалитета. Поскольку все налоги она при платит в этом муниципалитете, между ними заключается договор, настоящий, с подписями обеих сторон.

Он фиксирует списки и ставки налогов на момент подписания, и компания, пока зарегистрирована в этом муниципалитете, так их и платит.

Даже если муниципалитет какие-то налоги поднимет, это коснется только новых компаний. И это заставит местные власти очень призадуматься, прежде чем повышать налоги или вводить новые, потому что старые компании будут платить как раньше, а новые это может отвратить.

Попытки собрать со старых по новым ставкам будут заканчиваться судами, потому что отношения с ними будут опираться на формальные договоры, а не политические обещания или неписаные правила.

Таким образом, свободный регион может вполне существовать и развиваться в рамках ЕС, пользуясь всеми богатыми возможностями, которые тот предоставляет.

Dmitry Zilberman

P.S.

*ЕС — Европейский Союз;

**IRS (англ. Internal Revenue Service «Служба внутренних доходов») — налоговая служба США .

 

 




Ваше мнение очень важно Что думаете о "Свободный регион Европы | Dmitry Zilberman"

Напишите Ваше мнение в комментарии